среда, 11 марта 2009 г.

и только степень растет

Знаете .. я сделаю сейчас вот как. Я дам сначала сам текст. Без дополнительных пометок. А потом в конце оставлю комментарии и объясню, что это за текст вообще ...

...

Напротив, реалистическая точка зрения, вдохновлявшаяся - от святого Фомы до Анатоля Франса - позитивизмом, представляется мне глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву. Она внушает мне чувство ужаса, ибо представляет собой плод всяческой посредственности, ненависти и плоского самодовольства. Именно она порождает в наши дни множество смехотворных книг и вызывающих досаду опусов. Она делает своей цитаделью периодическую прессу и, потворствуя самым низким вкусам публики, губит науку и искусство; провозглашаемая ею ясность граничит с идиотизмом, со скотством. Ее влиянию подвержены даже лучшие умы; в конце концов закон наименьшего сопротивления подчиняет их себе, как и всех прочих. В литературе, например, любопытным следствием такого положения вещей является изобилие романов. Каждый автор приходит в литературу со своим небольшим "наблюдением". Не так давно, ощущая потребность в чистке, г-н Поль Валери предложил собрать в антологию как можно больше романических зачинов, нелепость которых казалась ему весьма много обещающей. В эту антологию должны были бы попасть самые прославленные писатели. Такая мысль служит к чести Поля Валери, уверявшего меня в свое время в беседе о романе, что он никогда не позволит себе написать фразу: Маркиза вышла в пять. Однако сдержал ли он свое слово?
   Если стиль простой, голой информации, примером которого служит приведенная фраза, почти безраздельно господствует ныне в романе, это значит - приходится признать, - что претензии их авторов идут недалеко. Сугубо случайный, необязательный, частный характер любых их наблюдений наводит меня на мысль, что они попросту развлекаются за мой счет. От меня не утаивают никаких трудностей, связанных с созданием персонажа: быть ли ему блондином, какое имя ему дать, встретимся ли мы с ним летом? Масса подобных вопросов решается раз и навсегда совершенно случайным образом. Лично же мне оставляют лишь одно право - закрыть книгу, чем я и не премину воспользоваться по прочтении первой же страницы. А описания! Трудно вообразить себе что-либо более ничтожное; они представляют собой набор картинок из каталога, автор выбирает их оттуда, как ему вздумается, и пользуется случаем всучить мне эти свои открытки, хочет, чтобы у меня было одно с ним мнение относительно всякого рода общих мест:
   Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем... В комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркольцом в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель(*).
У меня нет никакого желания допускать, чтобы наш разум, пусть даже мимолетно, развлекал себя подобными мотивами. Меня станут уверять, будто этот школярский рисунок здесь вполне уместен, будто в этом месте книги автор как раз и имел право надоедать мне своими описаниями. И все же он напрасно терял время: в эту комнату я не войду. Все, что порождено ленью, усталостью других людей, не задерживает моего внимания. У меня слишком неустойчивое представление о непрерывной длительности жизни, а потому я не стал бы считать лучшими мгновениями своего существования минуты духовой пассивности и расслабленности. Я хочу, чтобы человек молчал, когда он перестает чувствовать. И постарайтесь понять, что я не вменяю в вину отсутствие оригинальности лишь из-за отсутствия оригинальности. Я просто хочу сказать, что не принимаю в расчет моменты пустоты в своей жизни и что кристаллизация подобных моментов может оказаться делом, недостойным любого человека. А посему позвольте мне пропустить это описание, а вместе с ним и множество других.
   Ну вот я и дошел до психологии, а на сей счет - шутки в сторону. Автор принимается за создание характера, а тот, раз возникнув, повсюду таскает за собой своего героя. Что бы ни случилось, герой этот, все действия и реакции которого замечательным образом предусмотрены заранее, обязан ни в коем случае не нарушать расчетов (делая при сем вид, будто нарушает их), объектом которых является. Может показаться, будто волны жизни возносят, крутят, низвергают его, - однако на самом деле он всегда будет принадлежать вполне определенному, сформированному человеческому типу. Будучи простым участником шахматной партии, к которой я совершенно равнодушен, такой человек, кем бы он ни был, является для меня слишком заурядным противником. Однако что меня раздражает, так это жалкие словопрения по поводу того или иного хода, между тем как ни о выигрыше, ни о проигрыше здесь и речи нет. Но если игра не стоит свеч, если объективный разум, как это имеет место в данном случае, самым чудовищным образом обманывает того, кто к нему взвывает, то не лучше ли попросту отказаться от всех этих категорий? "Многообразие столь велико, что любые интонации голоса, звуки шагов, кашля, сморкания, чихания..."(Паскаль.). Если даже в одной и той же грозди не найти двух одинаковых ягод, почему же вы хотите, чтобы я описал вам одну из них по образу и подобию другой, по образу и подобию все прочих ягод, почему вытребуете, чтобы я превратил ее в съедобный для вас плод? Неизлечимое маниакальное стремление сводить все неизвестное к известному, поддающемуся классификации, убаюкивает сознание. ... Истолкование попросту убивает всякое действие, последнее ничего не выигрывает оттого, что его почтили таким образом. Герои С. гибнут под ударами авторских определений - определений более Или немее удачных, но ничего не добавляющих к их славе. Поистине мы обретаем этих героев лишь там, где теряет их С.

...

Как вам такой взгляд на "попсовую" литературу и живопись .. ? .. может показаться слишком критичным. А что будет, если я сейчас скажу, что за (*) в тексте кроется цитата из "Преступления и наказания".(Ф. М. Достоевский.). А С. не кто иной как Стендаль. И да - автор текста вот так смело и категорично критикует их подход и то, что они пишут. Наглость ? .. Да нет. Впрочем она, конечно, тоже, но уровень наглости и уверенности в себе все же в рамках. Все намного проще - автор текста - почти современник. Это вырезка из "Манифеста сюрреализма" Андре Бретона написанная, внимание, в 1924 году. А теперь внимательно прочтите текст еще раз. Та критика, которую высказывает Бретон почти идеально рисует причины моей неприязни ко всему попсовому. И хотя все современные жанровые авторы поголовно вряд ли дотянут до Достоевского или Стендаля - проблема за прошедшие 80 с лишком лет не изменилась. Проблема остается той же самой. И только степень растет.

12 комментариев:

helenna комментирует...

Ну что же, критично, прямо...
Возможно я еще не отошла от Чехова, но кажется любой творческий человек начинает свой путь с желания внести новые формы, способы, улучшить то, что уже существует.
Хотя найти что-то принципиально новое все труднее и в исскустве и в науках. Не далеко ходя даже от тех же Приставок - большая часть данных находится на определенном N-сигма отрезке, тоесть большинство переворотов, принципиально новых открытий и шедевральных работ в большинстве своем сосредоточены в довольно сжатом промежутке времени (мне он видится в средних веках, Возрождении и т.д.), а на остальное время, сам понимаешь - 5%...
Совершенствовать - да, вперед за орденами, а вот назвать кого-то из современников по значению равных тому же Достоевскому, Дюме, Стендалю (продолжите ряд по выбору) - это увы...
Как вариант к размышлению - возможно это чувствуется, что переворот в довольно гибком сознании современного человека своими произведениями совершить... ну пусть будет облегченно сказано - "крайне трудно"... Это откладывает свой отпечаток. Переворачивает приоритет на обьемы информации (которые сейчас далеки от даже начала 20-го века), а не исскусные детали. Получается, что исскуство приобретает какой-то новостной характер. Это фигово, потому что для этого конечно же есть новости и смешивать их в одном флаконе как-то не правильно до мозга кости и противоречит самой идее.
Вот как-то так и получается, что основная масса за очень редкими исключениями - все равно обсасывание в 109-ый раз одного и того же, уже когда-то сказанного и поэтому "попсово"...

Anya комментирует...

мне статья понравилась - жестко,но по сути.
Это не только в литературе имеет место быть,на мой взгляд. У нас очень много людей чисто в принципе стремятся загнать жизнь и человеческую личность в какие-то рамки, описать их какими-то параметрами и согласно им рассматривать. И живут точно так же - comme il faut и не comme il faut, шаг влево, шаг вправо - расстрел.
А отсюда и любовь к такой литературе. Там все изложено понятными категориями. "Неизлечимое маниакальное стремление сводить все неизвестное к известному, поддающемуся классификации..."
Молодец, в общем, классную вещь нашел:)

* Ёж * комментирует...

2 Ольк:
По поводу наиболее интенсивного развития в эпоху Возрождения и иже с ней - ты не права .. наиболее яркий период и в науке и в искусстве - начало 20 века . .тобишь годы 1902 - ... несмотря а может и благодаря войнам с их шоком, потери позиций церкви в глобальных масштабах, революционным открытиям в науке для искусства сложиась такая ситуация, которой еще не было раньше - и результат последовал незамедлительно. За 20 лет начала века появилось столько течений живописи, литературы, инноваций в може и т.д. и т.п. сколько за последние несколько веков вместе взятых. Фактически все современное искусство - последствия этого взырва и последующего ветвления.

А касательно сложности переворота в человеческом сознании и т.д - нериязнь вызывает не неудачные попытки авторов сделать это или хотя бы попытаться вложить глубину, а отсутствие таковых попыток. Повсеместно отбиваение бабала различной степени циничности. И плохо то, что это даже не становится - уже стало нормой. К этому в массовом смысле уже относятся как к чему-то _нормальному_.

2 Аньк:
Частично - см. ответ выше .. в остальном - согласен - именно в нежелании напрягаться и кроется проблема. И дело не в шаг влево, шаг вправо - расстрел. Дело в том, что всем(зачеркнуто) большинству просто лень делать эти шаги.

PS. Первый раз увидел "камильфо" написанное в оригинале .. (улыбка)

Анонимный комментирует...

Кажется, мое завтрашнее утро начнется с твоих буковок. ;)
(Из случайной строчки твоего комментария: это слово по-русски пишется "комильфо". :) А транскрипция с фр., собсно, совпадает.)

* Ёж * комментирует...

начни начни .. (улыбка) .. про - комильфо - ага принял .. что транскрипция совпадает - как-то интуитивно понимал и так, нокак-то так сложилось, что никогда не видел глазами оно самое написанное в оригинале .. (улыбка) .. ну вот .. еще одна девственность потеряна ..(смеюсь)

Анонимный комментирует...

Сейчас, наверное, странные вещи буду говорить. Не скажу, что опознала Бретона, вернее, что помню, кто написал оный Манифест. :) Но вообще говоря, текст знаком. Цитата из Достоевского - притча во языцех, не один Бретон ее склоняет, т.е. опознать достаточно легко. Я к чему. Этот текст с тем же успехом можно отнести к "попсе": все зависит от того, как определить это слово. Мысль из текста не нова? Не нова. Так что же, смело именовать и ее "попсой"? Такая вот транзитивность. Взгляд на вещи очень сильно зависит от личного тезауруса, разума и, как ни печально, эрудиции. Что для меня, скажем, откровение, для Вассермана - чистейшей воды попса. :) Это как вариант определения слова.
Да, еще немножко к переводу. Текст, ясное дело, не на русском был написан. И это иногда заметно. Ну да ладно. (Текст на французском легковесен. Любой. И уж куда более приведенного русского... Да, это я все чаще задумываюсь над чтением на том языке, на котором писали. "Призм преломления" меньше. А значит, больше вероятность, что до меня-читающей скорее дойдет хотя бы примерно то, что имел в виду автор. :))
Спасибо. Заставил подумать.

* Ёж * комментирует...

Ты говоришь не совсем о том, что я имел ввиду. Безусловно все рано или поздно становится уже сказанным, кем-то упомянуты а часто и вообще описанным вдоль и поперек - и безусловно можно злобно кричать "попса" на все, что хотя бы отдаленно знакомо или уже известно. Это конечно же нелепо ... но дело не в этом. Говоря "попса" я имею ввиду отнюдь не популярность или частоту упоминания арт объекта. Изначальное значение слова ведь от популярный / popular. А популярный и известный вообще говоря не одно и тоже. Популярный - тот, который нравится многим, тобишь массам. И вот как раз то, что эти самые массы с удовольствием готовы жрать все что им бросят, среди фильмов и книг выбирать то, что не напрягает, не давит на мозг (если таковой вообще обнаружится) ... концепт "пойдет. пипл хавает - значит работаем" в рекламе, видео и т.д становится настолько распространенным, что это уже начинает несколько раздражать. Вот и любопытно было обнаружить, что и в началае прошлого века дела остояли точно так же - просто тот уровен образования и интеллектуально-духовных претензий который у нас считает нормальным там бы оказался совершенно уму непостижимым и те, кого Бретон называет плебеями у нас бы сошли за высококультурных и образованных леди и джентльменов .. вот об этом я и говорю - степень выросла, концепт тот же.

Анонимный комментирует...

Воооооооот.
Поняла, о чем ты. После первого прочтения. :) Просто хотела показать, что есть и другие варианты. Может, для Достоевского "попса" была вообще другая, скажем, Сократ какой-нить? ;) Jedem das seine, все такое. Может, и сейчас какого-нить эстета до мозга костей, слушаетеливыбрамса, читаетелисаган и т.п. плющит и колбасит от чего-нить вроде "Самый лучший фильм"? :) (Первая строчка в моем личном хит-параде худших фильмов) И оный эстет, весь такой гениальный, создает на обломках современного кино-ширпотреба некий совсем новенький шедевр? По крайней мере, очень хочется надеяться, что как-то так бывает. Птица-феникс, ага. Иначе очень плохо... Но вдруг: все же у каждого своя "призма". И кто знает, насколько чужие "призмы" искажают "твою" действительность.

Анонимный комментирует...

Отлично, Сань.
Спасибо.
Не смотря на то, что читаю Ионеско, вокруг все же слишком мало текста, несущего разумный смысл. Все либо нудят, либо проповедуют.
А тут достаточно спокойно, и в то же время с твердостью убежденности, и очень, очень по сути, и хороший, красивый перевод...
В логичных, как и в разумных, рассуждениях присутствует своя красота.

А полностью "Манифест" в этом вот самом переводе есть у тебя? Хочу прочесть целиком, если он, конечно, не слишком велик.

Еще раз спасибо за пост.

* Ёж * комментирует...

2 Анька: Я тоже сильно надеюсь и даже периодически попадаются на глаза эти сами потенциальные шедевры и шедевраторы (шедевратели ?) ... и это всеялет оптимизм .. с другой стороны золотой век был и будет ли - вопрос .. поэтому имеет смысл как всегда только взращивать и воспитывать собственный вкус и заботиться о вкусе близких .. это все та же чать все того же писка во вселенной, который лежит в основе уже моего .. персонального манифеста ... мдя как-то неприятно патетически получилось .. (улыбка) ..

2 Саня .. рад что тебе пришлось по душе потому как вещь действительно неоднозначная но определенно интересная .. Манифест можно прочесть вот тут .. и сделать это очень рекомендую потому что это только небольшой отрывок, который является скорее частью вступления чем самой сутью манифеста. А идеи там сформулированные тоже очень любопытные ... и столь же неоднозначные . .(улыбка)

Анонимный комментирует...

Ой, да ладно, патетически. Все в порядке вещей. (Будто мы эти самые вещи из данного контекста друг о друге не знаем. :))
Ну и в качестве условно-оффтопа и рекламы - жж-юзер Изюбрь.

* Ёж * комментирует...

за условно-рекламный-контекстный-фотоп - спасибо .. почитакаю, почитакаю ..