пятница, 17 июля 2009 г.

раз-два #16 (la musica para ánimo)

Простите – пост получился намного лиричнее, чем задумывался. Просто пока я смотрел и слушал – было очень хорошо.

Все началось в воскресенье. Наляпав при помощи моих друзей и 1 (одного) сантехника немного шпаклевки на стены моей квартиры v.1.1. prototype, я вышел на пыльный и оранжевый от вечернего солнца проспект Кирова. Там, у обочины меня уже ждала смешная пузатая машинка немецкого родства, японского происхождения, украинского ремонта и Пашина по праву владения. А внутри меня ждали родители и собственно Паша. Усевшись на персики (дада – всё было задумано – мы делали персиковое пюре – точно, точно. улыбка) мы поздоровались, завелись и поехали в яркий, интересный и приятный вечер. О нем я как-нибудь отдельно, а пока заедем к нам домой уже после. И вот после вкусного японского супа. Гостинная. И Паша сбрасывает нам с папой одно интересное кино. Так выходит Раз.

Теперь переселимся в мой вчерашний полдень. Спустя 4 дня с того японского супа, я захожу на в контакте на страничку девочки Kati-Kiki. И там в статусе лежит адрес, мимо которого я, конечно, не могу пройти. Там написано «www.viva-cuba.ru». Это страничка музыкального фестваля в Москве. И на ней я нахожу свой Два. «Buena vista social club». Это имя документального фильма Вима Вэндерса. Режиссера того волшебного «Неба над Берлином». Вендерс умеет как-то так переплести простые слова что узор, который сложился из них, затягивает и окружает тебя настроением и удивительно чистыми ощущениями. А еще это название музыкального ансамбля. И да – вы правильно поняли – это то самое кино, которое принес нам Паша. А еще так называется группа людей, которая прожила свою жизнь музыкой. Кубинской.

Кубинская музыка. Она не просто звучит – она очень ласковая. Легкая, почти нежная на ощупь. Первые прикосновения и акценты просыпающейся мелодии приподнимают. Вскидываешь голову и смотришь, вдыхаешь ее. А она, воплощаясь, втекает в комнату через окна. Под дверью. Заполняет ее, как набегающая вода. Вот уже по колено. Грудь. Ты закрываешь глаза, откидываешься на спинку и погружаешься целиком. Она покачивается, плещется о стены. Омывает и нежно целует в полуприкрыте глаза.

«Я из Альто-Седро переплыл в Маркане,
А из Куэто – прямиком в Майари.
И любовь плыла за мной повсюду,
Никуда мне от неё не деться.
Я вошёл в любовь твою, как в море,
И едва я в ней не захлебнулся.»

И вот ты смотришь на этих людей. На эти руки, темные пальцы уже похожие на сигары вечно зажатые между ними. Четверо самых старых в ансамбле. Гитарист, певец, пианист и певица.

«Я родился в 1907. У моря. В Сибонеи. … Мне никак нельзя было уезжать из Сибонеи до смерти бабушки. Потому что как-то она сказала мне: пока не умру, внучек, ты уж меня не бросай. … И я ей раскуривал сигары, когда мне было всего 5 лет. Я с 5 лет смолил эти сигары. Раскуривал, потом отдавал бабушке и она курила. Так что можно сказать, что я уже 85 лет курю .. (смеется)».

И не просто всё еще жив. Он играет на гитаре лучше, чем я дышу. Качает с пол такта.

«Пока в жилах течет кровь, я буду любить женщин. Если в жизни есть женщины, цветы, любовь, что еще нужно? Одна ночь любви – это бесценный дар. Бесценный. И я все их помню. Мне 90 лет. У меня пятеро сыновей. … Теперь я тружусь над шестым (смеется). Хочу шестого заиметь. Еще одного»

Они пережили целую эпоху в своей маленькой и далеко не благополучной стране. А сейчас случайно стали известными только потому, что их в 97 нашел американский музыкант в поисках настоящего. 10-15 человек, которые не просто родились с музыкой в крови – они играли и пели всю жизнь. На улице, на войне, в небольших барах. И вот сейчас – почти через 100 лет они так же играют и поют.

«Как больно, как тягостно, мама!
Мне душу сжигает огонь.
Но я пробираюсь упрямо
На поле, где скачет мой конь.

...

Могу рассказать только маме,
Что я умереть не готов.
Ведь дома, в прекрасной Гаване,
Меня ожидает любовь.»

Вот один – еле ходит, а садиться за рояль и сразу преображается. Играет, шутит. Приятно, обаятельно. И ведь музыка просто прекрасная. Когда уровень владения инструментом перестает быть техникой, а становится чем-то вроде умения ходить. Счастливые? Сложно сказать. Вряд ли так уж им сейчас хорошо. Посмотрите внимательно на них в недолгие паузы, пока зал рукоплещет. Когда непрекращающийся задор и игра вдруг исчезают на секунду и в глазах появляются многие и многие годы. Вот на той же страничке у Kati-Kiki написано, что жизнь – это не поиск, а созидание. Я не знаю, создавали ли себя эти люди. Не знаю, нашли ли они счастье. Это – не фильм с ответами. Просто отвлекитесь и посмотрите на их руки и лица. Обещаю, что будет особенно хорошо и тем, кто играет и слушает латину и тем, кто estudio espanol.

И конечно послушайте. Пустите ненадолго la musica cubana a dentro ..

       

Расставляя точки над i

Фильм был снят еще до 2000. А к 2005 трое из тех, четверых, о ком я говорил уже умерли.

Пианист Рубен Гонсалес

 

 

Певец Ибрагим Феррер

 

И гитарист Компайо Сэгундо – тот самый отец 5 детей. Самый старый из всего BVSC – умер в возрасте 95 лет до последнего играя со своей музыкальной группой «Compay Segundo y su Muchachos».

Такие дела(с) Курт Воннегут

 

А вот Омара жива и продолжает путешествовать и петь .. (улыбка) …

 

«Потоки твоих поцелуев
В бушующем море любви
Тревожат меня и волнуют,
Огонь зажигая в крови.»

 

Хорошей вам жизни и viva la Cuba, конечно .. (еще одна)

 

 

 

 

 

 

 

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

Супер, вот это точно знак, как все складно-сладко получилось:))))
Значит надо пойти, хотя я в этом практически и не сомневалась... единственное настораживает потом возможность добраться в общежитие и зайти в него без проблем:)))

Julia Khimchak комментирует...

Очень понравился пост. прямо прониклась кубинской музыкой... Саша, ты - мастер слова!
merci!

* Ёж * комментирует...

2чашкачая: ну если речь идет о том, чтобы выбраться таки на фест и потом вернуться в студ. общагу, то это тебе нужно состукнуться с тем, кто там уже учится и выяснить у них, как обходятся такие вещи. Я не поверю, что все и всегда приходят до 11 .. (улыбка)

2Юля: Ну что ты, Юльчик .. (улыбка) .. это они просто мастера игры и люди колоритные .. но оценка мне приятна конечно .. спасибо .. (широкая улыбка)

A.Protasenya комментирует...

Ооох, Сань, я очень рад, просто мегарад, что ты их нашел. Их альбом у меня есть уже давненько, где и когда я его взял не помню, но и не скажу, что они меня очень сильно тогда поразили... Не знаю, почему. Они не выстрелили в меня, не выстрелили во мне. Но слушать их действительно всегда очень приятно.

У меня был еще альбом самого Ибрагима Феррера, его сольник, который мне не очень нравился. Если я его таки удалил, то взять его можно у Рустама.

И вот обнаруживаю уже второй день, что мне полезно читать твой ЖЖ. Теперь особенно полезно стало. Мой мозг с удовольствием наслаждается плодами твоей аналитической и инфо-собирательной работы, и вот здесь тоже было очень приятно, когда вдруг я вижу, что Ибрагим Феррер и Омара Портуондо - это, оказывается, участники BVSC. Когда читаю, что это и правда небольшой социум, который с самого детства в музыке, как я понял. И когда понимаю, как все же хорошо, что у меня есть фильм "Сальса", в котором они играют (и музыку, и роли).

А еще мне радостно оттого, что тебя они так порадовали. Честно. Это ооочень-очень хорошо.

P.S. У меня есть пара композиций, где то Омара поет сама, то вместе с Феррером. Могу делиться.
P.P.S. А угостишь киношкой от Паши?

* Ёж * комментирует...

Я вчера себе Омары сольник слил - еще не слушал .. Ибрагим сам мне не очень понравился, я хочу сольники еще Рубена и Компайо слить послушать - они должны быть поинтереснее.
Кино угощу в обмен на Сальсу, если она хорошая .. (улыбка)