воскресенье, 21 октября 2007 г.

по По

Как ясно следует из названия речь пойдет о смерти ... что, разве не ясно .. ? ... ладно, ладно - сознаюсь - засранец - речь идет о спектакле Гришковца, на который я сходил в ходе своих ранее упомянутых культурных развлечений. Называется он так потому что поставлен по романам Эдгара Алана По (читаем жирненькое, улыбаемся Гришковцу за выдумку) и рассказывает он как раз о смерти.
Или даже о смертях ... или даже скорее о Смерти, но не пафосной смерти с большой буквы, а о смерти в общем смысле, о смерти как о понятии и о ее (этой самой смерти) первопричине. Впрочем и последнее предложение и предложения последующие - сугубо личные впечатления и как это часто бывает с хорошими спектаклями - до конца проникнуть в отношение самого Гришковца к оному спектаклю у меня не вышло, впрочем в задачу и не входило.
Началось все конечно же с билетов - я их купил чему был очень рад. Потом прошел почти месяц, я пришел в зал, встретил там одногруппника, поболтал с ним, а потом в зале стемнело, я уселся и стал смотреть ...
Играет Гришковец вместе с Сашей Цекало, который нужно отдать ему должное, сыграл нетипичный для него образ очень и очень хорошо. Вдвоем они рассказывают по очерди друг другу кусочки разных романов Эдгара, но рассказывают их так, как запомнили после прочтения много лет назад. Рассказывают очень весело и действительно смешно - так что смерть в рассказах не выглядит ужасной или пугающей, все происходит легко и несложно, между забавными шутками. И если бы не одно но, то спектакль вообще можно было бы считать комедией. Возмозжно кто-то и уходил с таким впечатлением. Вот только это но ... и заключается оно в том, что если отвлекаешься на момент от этого простецкого образа смерти, если смотришь на нее серьезно, так вот с глубиной, с насильным осознанием того, о чем на самом деле идет речь ... если делаешь это, то снова не можешь не улыбнуться Гришковцу .. уже правда не за выдумку а за настоящую режиссуру ... хотя наверное даже не улыбнуться а просто с уважением про себя кивнуть .. уж больно улыбка сейчас не к месту ... и совсем не так ты досматриваешь спектакль ... и хотя зал продолжает смеяться над комичным поведением Сашиного персонажа - над хорошо сыгранными капризами и обоянием взрослого ребенка, ребенка который вырос и продолжает жить роняя вокруг себя смерть, убивая и стеснительно улыбаясь ... сквозь окружающий смех ты смотришь на эти обнаженные и выставленные на показ причины, помыслы, последние шаги перед тем, как жизнь толкает человека на убийство - и желание улыбаться этим вечером пропадает на совсем ...
И уже уходя домой, идя по вечерней улице, продолжаешь крутить и крутить в себе эти ощущения - и ведь действительно, действительно до боли, до непонимания, до желания задать вопрос вслух, не можешь понять "почему так ?", почему жизнь так бессмысленно отнимается, почему нужно обрывать чужие нити тогда, когда все можно было решить, совершенно Иначе - легко
... ведь колокольчики то на самом деле не звенят ...


PS. больше, иначе, не так как показалось мне

6 комментариев:

Анонимный комментирует...

Читал пост быстро и внахлёст и может пропустил... по какому из романом По постановка? Или это собирательно?
Я просто По читал оч. многое, но описанное тобой не узнал ни в чём из прочитанного...

* Ёж * комментирует...

Речь о многи романов ... всего в спектакле примерно 15 разных историй. Честно говоря, я тоже почти ничего не узнал из ими описанного, кроме пожалуй короткого рассказа то как один товарищ замуровал другого в своем подвале ... и тоже По читал, потому полез в сеть за библиографией - в общем у него довольно много вещей, которые вообще не переводилиьс никогда на русский ... может поэтому .. хз ..)

Домовой комментирует...

Про замуровал в подавале... Падение дома Ашеров?

П.С.я завёлся (в непошлом смысле этого слова) снова читаю По

* Ёж * комментирует...

Да, я тоже перечитал маленький сборничек только что .. )
Нет, в Ашерах он свою сестру случайно запер в гробу .. ))
А там, где я упоминал - товарищь другого заманил к себе в погреб под предлогом попробовать вина и замуровал в нише в стене заживо - и все за то, что тот над ним на балу подшутил жестоко на публике .. ))
Ну вот а еще говорт - смех продливает жизнь .. ))

Анонимный комментирует...

"Тому кто смеётся - продлевает. А остряку - укорачивает." (с)Тот самый Мюнгхаузен.

У Бредбери есть "Падение дома Ашеров 2" где товарищ на Марсе отстроил домик и местность в стиле По и населил её механическими ужасами и прочим в том стиле. Затем товарищ пригласил на бал всех тех критиков, что жгли книги По и Лавкрафта, Чатторна и ещё многих пугальщиков, прежде чем критики снесут его дом... Шёл роскошный бал и товарищ этот инсцинировал смерть каждого из них. Т.е. создал двойников роботов для каждого критика и мочил красиво. По-книжному. А потом оказалось, что мочил настоящих, а роботы манекены пили коктейли чтобы не обеспокоить раньше времени ещё живых.
Так вот последнего критика, который всё смекнул, товарищ напоил, отвёл в подвал и там заковал в наручники в нишу в стене. Стал замуровывать заживо. Тот взмолился. Товарищ надел ему на голову шапку с бубенчиками и сказали: пошутите, остряк. И позвоните бубенчиками. Критик с горем пополам согласился ради спасения - пошутил и позвонил бубенчиками. Удовлетворённый сценарием товарищ заложил последний кирпич. Вот этот кусок.

Это я ещё и к тому, что ещё Брэдбери сделал такой вот страшный коллаж по По.

* Ёж * комментирует...

Действительно очень похоже на историю из спектакля, там правда некоторые элементы были изменены в угоду общей идее спектакля ...
А может встречал где про ворона который говрил только Never или Никогда . ? .. про товарища, к которому в ненастную погоду влетел ворон и чуть не довел до шизухи . .? )